Инженером я бы стал, пусть меня научат …

Советская молодежь мечтала стать инженерами, учеными и исследователями, поэтому техническое образование в СССР было престижным и очень востребованным. Однако из-за отсутствия финансирования в 1990-е годы отечественная наука пришла в упадок, популярность технического образования сошла на нет, и к веку стремительного развития технологий Россия подошла неподготовленной. Сегодня престиж инженерно-технических специальностей в глазах российской молодежи постепенно начал расти.

shutterstock_150798047

Промышленность испытывает кадровый голод

Вопрос о нехватке в российской экономике инженерных кадров был поднят Президентом РФ Владимиром Путиным еще несколько лет назад. Статистика сурово констатирует острый кадровый голод в машиностроении, энергетике, газовой и других отраслях промышленности. На нехватку инженеров одинаково жалуются руководители больших и маленьких отечественных компаний, предприятий и конструкторских бюро. Сегодня ситуация осложняется взятым российской промышленностью курсом на импортозамещение в условиях антироссийских санкций.

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов утверждает, что в настоящее время в России готовится такое же количество инженеров, как в СССР в 1980-х годах. Картину якобы портит особенность существующей образовательной системы – технарей выпускают в основном вузы Москвы, а в инженерных кадрах остро нуждаются регионы. ЕГЭ дало возможность абитуриентам из регионов поступить в столичные вузы, однако многие из них не готовы уехать учиться в Москву. А жители столицы, получив дипломы инженеров, в свою очередь не готовы уехать работать в регионы.

В связи с этим Министерством образования РФ был поставлен вопрос о необходимости развития высшего технического образования в регионах. В настоящее время ведется расчет потребностей регионов в молодых специалистах с техническим образованием.

shutterstock_150798080

Какой инженер нужен России?

Инженер – это специалист, без которого невозможно реализовать на практике ни одну инновационную теоретическую идею. Темпы роста советской промышленности, а также общепризнанные достижения СССР в науке и технике свидетельствуют об эффективности системы советского инженерного образования. Да и дипломы инженеров советских вузов достаточно высоко котировались за рубежом. Однако престиж инженерно-технических профессий в СССР по сравнению с царской Россией неумолимо снижался. Основная причина – невысокая зарплата. «Инженерские» 120 рублей автоматически ассоциировали их получателей с неудачниками.

После распада СССР производственный сектор страны также переживал непростые времена. А по мере возрождения отечественная промышленность столкнулась с острой нехваткой инженерных кадров. К большому сожалению сегодняшних промышленников, среди абитуриентов до сих пор бытует мнение, что инженеры никому не нужны, тогда как государственные и частные компании отчаянно нуждаются в технических специалистах и цепляются за каждого выпускника. Одна из причин этого – отсутствие в России эффективной системы профессиональной ориентации молодежи.

Да и не все российские вузы в настоящее время из-за нехватки современного лабораторного оборудования могут обеспечить техническое образование по всем востребованным специальностям на должном уровне. В результате имея фундаментальные теоретические знания, молодые специалисты часто не обладают навыками работы с современным оборудованием и приборами и не чувствуют себя профессионалами.

Эти проблемы решаются за счет взаимодействия вузов и профессионального сообщества. Крупные компании и предприятия готовы принимать участие в развитии у студентов практических навыков, предоставляя для этого свою производственную базу. Такое сотрудничество взаимовыгодно: вузы получают современное оборудование для практических занятий, а компании и предприятия – квалифицированных молодых специалистов, знакомых со спецификой их производственного процесса. Практика на реальном оборудовании исключает необходимость молодым специалистам переучиваться в дальнейшем. Более того, они сами могут стать авторами инновационных решений и инициаторами внедрения современных технологий.

Будущее можно начать с робота

По мнению экспертов, быстрое развитие высоких технологий приведет к росту спроса на технические специальности в России уже в ближайшие несколько лет. Причем не только на связанные с информационными технологиями, но и на инженерные, технологические и машиностроительные. Все просто — как только устроиться на высокооплачиваемую работу станет проще, имея не экономическое и юридическое, а техническое образование, популярность инженерно-технического образования среди абитуриентов начнет быстро расти.

В настоящее время существует более сотни инженерных специальностей, и их количество постоянно растет вслед за появлением новых отраслей современной промышленности. В пятерку наиболее востребованных и перспективных, в том числе в плане зарплат, инженерных специальностей сегодня входят инженер IT и программист, инженер-нефтяник и инженер-буровик, инженер-маркшейдер, инженер-геофизик и геолог, инженер-энергетик.

Неплохим трамплином для успешной научной или инженерной карьеры сегодня могут стать олимпиады технической направленности, в частности олимпиады по робототехнике – соревнования по сборке и программированию роботов среди инженеров и программистов в возрасте от 6 до 18 лет.

Ежегодно Всемирная олимпиада по робототехнике World Robot Olympiad собирает тысячи участников более чем из 40 стран мира, привлекая внимание ведущих мировых компаний, которые присматривают здесь будущие кадры, начиная не только с подросткового, но и с детского возраста. Так что не упустите свой шанс!

shutterstock_150798119

Ирина Никитина

 

Онлайн журнал Планета NEXT в ВКонтакте Онлайн журнал Планета NEXT в Одноклассниках Онлайн журнал Планета NEXT на Facebook Онлайн журнал Планета NEXT в Twitter Онлайн журнал Планета NEXT в Google+
Все авторские права защищены. Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции